Вариатор своими руками чертежи

ВАРИАТОР НА СНЕГОХОДЕ

Создание силовой передачи — главная трудность, возникающая перед каждым конструктором мотонарт. От того, насколько рационально будет осуществлена передача крутящего момента с коленчатого вала двигателя на ведущее колесо (барабан) гусеницы, зависят тяговые свойства машины. Общее передаточное отношение: двигатель — ведущее колесо движителя, достаточное для обеспечивания проходимости в самых тяжелых дорожных условиях, как показали расчеты, должно составить 1 ÷ 10.

Силовая передача (рис. 1) разделена на два самостоятельных участка. Первый позволяет изменять передаточное отношение между двигателем и промежуточным валом. Этот узел обычно либо мотоциклетная коробка передач, либо наиболее практичная конструкция — клиноременный вариатор.

Рис. 1. Схема силовой передачи мотонарт: 1 — лента гусеницы, 2 — снегозацеп, 3 — подкладка на внутренней стороне ленты, 4 — ведомая звездочка цепи бортовой передачи, 5 — паразитная звездочка, 6 — цепь бортовой передачи, 7 — ведущий вал, 8 — ведущее колесо гусеницы, 9 — ведущая звездочка бортовой передачи, 10 — ведомый вал вариатора, 11 — опора пружины ведомого шкива, 12 — направляющий штырь, 13 — подвижный диск ведомого шкива, 14 — неподвижный диск вариатора, 15 — клиновидный ремень, 16 — ведущий шкив вариатора, 17 — барабан колодочного тормоза, 18 — подвижный диск ведущего шкива вариатора, 19 — педаль тормоза, 20 — вал двигателя, 21 — двигатель, 22 — карбюратор, 23 — магнето, 24 — картер двигателя, 25 — выхлопной трубопровод двигателя, 26 — грузики автоматической регулировки, 27 — пружина подвижных кронштейнов катков, 28 — подвижные кронштейны, 29 — каток.

Второй участок силовой передачи имеет неизменяемое передаточное отношение. Он почти аналогичен для мотонарт всех типов. У этих машин, имеющих значительно меньшую инерцию, чем мотоцикл, переключение коробки перемены передач обычно сопровождается рывками и является основной причиной разрыва цепей.

Вариатор (рис. 2), представляющий собой бесступенчатую коробку скоростей, плавно, автоматически (без вмешательства водителя) изменяет передаточное отношение между ведущим и ведомым валами в зависимости от действующей на гусеницу нагрузки.

Рис. 2. Схема работы клиноременного вариатора: А — положение холостого хода, Б — положение максимальных оборотов. 1 — ведущий шкив вариатора, 2 — шариковый подшипник, 3 — клиновидный ремень, 4 — ведомый шкив вариатора.

Вариатор состоит из ведущего и ведомого шкивов, соединяемых клиновидным ремнем, передающим усилие за счет трения. Каждый шкив включает неподвижный и подвижный в осевом направлении диски. В зависимости от количества оборотов двигателя диски благодаря наличию автоматического регулятора занимают относительно друг друга положение, соответствующее необходимому передаточному отношению при данной нагрузке.

При увеличении оборотов двигателя диски ведущего шкива сжимаются, расположенный между ними клиновидный ремень переходит на больший диаметр.

Ведущий шкив вариатора (рис. 3) установлен на выходном конце коленчатого вала двигателя и крепится на его конусном хвостовике с помощью шпонки, передающей крутящий момент от двигателя. Шкив затягивается на конусе законтривающимся болтом. Он также состоит из двух дисков, а также подшипника холостого хода (см. рис. 2) и механизма автоматического регулирования. Подвижный диск перемещается в осевом направлении по шлицам хвостовика неподвижного диска.

Рис. 3. Конструктивная схема работы ведущего шкива вариатора: А — положение холостого хода, Б — положение максимальной передачи. 1 — чашка центробежного регулятора, 2 — кронштейн, 3 — ось грузика, 4 — грузик, 5 — упорный фланец подвижного шкива, 6 — направляющая пружины, 7 — пружина, 8 — болт, 9 — внутренний шестигранник, 10 — упор чашки, 11 — шлицованный хвостовик, 12 — подвижный диск, 13 — неподвижный диск, 14 — клиновидный ремень, 15 — наружная обойма шарикоподшипника, 16 — внутренняя обойма, 17 — хвостовик коленчатого вала двигателя, 18 — направляющая пружины, 19 — шпонка крепления неподвижного диска, 20 — двигатель.

Их взаимное положение регулируют грузики, навешенные на осях кронштейнов, приваренных к кожуху. Цилиндрическая пружина постоянно стремится раздвинуть диски ведущего шкива и при вращении механизма уравновешивает осевую силу, возникающую от центробежных сил грузиков.

Ведомый шкив вариатора (рис. 4) также состоит из двух дисков. При этом неподвижный диск посажен на шлицы выходного вала (см. рис. 1) ведущей звездочки бортовой передачи. Этот диск имеет ступицу и шесть направляющих штырей, по которым в осевом направлении перемещается подвижный диск шкива. Направляющие штыри передают крутящий момент.

Рис. 4. Схема работы ведомого шкива клиноременного вариатора: А — положение максимальных оборотов, Б — положение холостого хода. 1 — подвижный шкив, 2 — направляющий штырь, 3 — втулка подвижного шкива, 4 — пружина, 5 — опора пружины, 6 — шайба, 7 — болт крепления, 8 — клиновидный ремень, 9 — неподвижный диск шкива, 10 — ступица неподвижного шкива, 11 — вал привода ведущей шестерни бортовой передачи.

Во время работы шкивы вариатора вращаются синхронно. Ведущий при увеличении оборотов двигателя смещается, и ремень вращается по большему диаметру, увеличивая передаточное отношение и соответственно скорость мотонарт. Ведомый же шкив раздвигается ремнем, описывающим меньшую окружность.

Наличие клиноременного вариатора позволяет регулировать скорость движения мотонарт только за счет изменения оборотов коленчатого вала двигателя, то есть изменением положения дроссельной заслонки карбюратора.

Вариаторы на автомобилиях и станках: ремонт своими руками

Область применения вариатора в технике большая, его применяют и для оптимизации режима движения автомобиля. Это устройство, при помощи которого меняется передаточное число от двигателя к трансмиссии.

В автомобильной промышленности с его помощью удается эффективно подбирать отношение передаточного числа (двигатель-трансмиссия). Как ремонтировать вариатор своими руками, его преимущества и недостатки раскрываются в этой статье.

Вариатор, его применение, положительные факторы

Автомобили, выпускаемые с вариатором, отличаются экономичностью, так как двигатель работает почти постоянно в оптимальном режиме, меньшее количество выбрасываемых в воздух токсичных газов, лучший разгон авто.

Обеспечивается плавным передаточным отношением и плавный набор хода авто, нет рывков. Узлы трансмиссии служат более длительный срок, чем в ступенчатой коробке передач. Когда сравнивать вариатор с АКПП, то конструкция их проще, что позволяет делать ремонт своими руками.

Несмотря на все положительные качества, это устройство не является идеальной коробкой передач, причиной этому является фрикционная его работа. Это когда крутящийся момент передается при помощи трения, и имеет ограничения, если их превысить, ремень начнет проскальзывать, с большой скоростью износа.

Вариатор на автомобиле нежелательно часто использовать на максимальных нагрузках, не стоит применять на этих авто и «спортивный» режим вождения, с частыми рывками, торможениями. Идеальное и долговременная работа его, это когда машина эксплуатируется в спокойном вождении, плавно.

Как работает вариатор

На современных автомобилях применяется два вида вариаторов:

  1. Клиноременная передача.
  2. Торовая передача.

Клиноременная передача состоит из 2 шкивов, между которыми натянут ремень особенного изготовления. Первый шкив соединяется с двигателем машины (ведущий), второй шкив (ведомый) соединяется с ведущими колесами автомобиля. Применяются раздвижные шкивы, они состоят из 2 половинок, когда они сближаются, ремень выталкивается, а когда раздвигаются, он проваливается. Происходит синхронное изменение радиусов вращение, с увеличением на одном шкиве, делается уменьшение на другом шкиве. Этим достигается плавность передаточного отношения.

Когда радиус ведущего шкива меньше, а у ведомого больше, это пониженная передача. В случае вращения ремня по большому радиусу на ведущем шкиве и маленьком на ведомом шкиве, это повышенная передача.

Несмотря на простоту, применение вариатора в автомобилях началось недавно, этому способствовало изобретение специального ремня. Простой ремень для этих целей не годится.

Ремень клиноременной передачи

Ремень для вариатора с клиноременной передачей делается из 2 металлических лент, на которые нанизываются пластинки, из металла имеющие специальную форму. Когда звенья ремня прижимаются друг к другу, происходит передача усилия толканием их ведущим шкивом.

Важно! Ведущий шкив, соединенный с двигателем, толкает металлические звенья ремня, зажатые между его дисками, а они толкают уже соседние звенья до ведомого шкива. Этот ремень является толкающим, что позволило таким образом, передавать большие усилия и применить его на автомобилях.

Читать еще:  Точилка для заточки ножей своими руками

В некоторых технических самоходных машинах применяется цепная передача вместо клиноременной, отличий по принципу работы нет, кроме одного, цепь передает тянущее усилие и мощность через торцы осей звеньев цепи, выполненных в скошенном виде.

Торовые вариаторы

Для большей передачи крутящего момента применяются торовые вариаторы, по сравнению с клиноременными передачами. Для них сохраняются недостатки, имеющиеся в клиноременных передачах, усилие как в одной, так и во второй передаче происходит при помощи трения.

Стоимость торового вариатора выше, чем клиноременного, это обуславливается деталями его конструкции, выполненные из высокопрочной стали, и в его обслуживании применяется специальная фрикционная смазка.

Ремонт вариатора своими руками

Для лучшего понимания вопроса рассмотрим, из чего состоит практическая конструкция вариатора:

  1. Устройство плавного хода, для начала движения авто с места стоянки.
  2. Устройство, обеспечивающее задний ход автомобилю.
  3. Система управления.
  4. Гидронасос.

Из вышеприведенного материала, видно, что вариатор можно рассматривать как вид АКПП и ремонтировать его самостоятельно непросто, для этого надо иметь навыки и знать его конструкцию:

  • Функцию сцепления на авто с вариатором выполняет пакет фрикционов, вместо них может применяться гидротрансформатор. Фрикционы использовать проще, они меньше по габаритам, но плавное включение скоростей лучше у гидротрансформатора, он эксплуатируется дольше, его параметры лучше в момент разгона авто.
  • Планетарная передача обеспечивает движение автомобиля назад.
  • В систему управления входят: блок управления, гидравлическая система взаимодействия шкивов, датчики. Работает она по принципу сбора данных (обороты двигателя, какая скорость авто, в каком положении педаль «газа») и определения для них лучшего передаточного отношения.
  • Гидронасос обеспечивает нужное давление в гидравлической системе, а также смазку элементов конструкции вариатора. В системе поддерживается давление пропорциональное крутящемуся моменту, когда он больше, диски сжимаются сильнее, ремни не проскальзывают.

На примере АКПП авто Nissan, можно рассмотреть подробнее ремонт вариатора своими руками. Проблема возникает, когда автомобиль двигается со скоростью 50-60 км/час, вариатор начинает издавать неприятный шум, это распространенная болезнь для этой марки авто.

Инструменты, необходимые для ремонта вариатора:

  1. Ударная отвертка, не электрическая, мощная.
  2. Хомуты 6 штук.
  3. Молоток.
  4. Набор ключей 10-14.
  5. Подготовить емкость для маленьких запасных частей.

В процессе разборки вариатора все детали располагаем на рабочей поверхности в последовательности их снятия, это поможет при сборке устройства.

Действия, выполняемые по порядку:

  • Откручиваем с крышки раздатки болты, их 6 штук.
  • Отверткой необходимо зацепиться за края раздатки и снять ее.
  • Видим конический подшипник, который надо вынуть и поместить в емкость, в которой есть уже 6 болтов.
  • Перевернем вариатор.
  • Вынимаем в этом положении часть его корпуса и вал.
  • Для снятия крышки ее обстукиваем молотком, снимаем крышку, это 50% работы.
  • Открываются шестерни, снимаем их, складываем в другую емкость.
  • Откручиваем доступные винты насоса, снимаем шестерню с цепью насоса.
  • Открылся доступ к масляному насосу. Снимаем аккуратно, за кончик вала движением вверх, насос отходит.
  • Снимается вал. С другой стороны коробки получается все снято.
  • Опять переворачиваем вариатор и снимаем крышку при помощи отвертки.
  • Открывается доступ к узлам вариатора, это два вала и ремень. Проводится осмотр узлов визуально со всех сторон при хорошем освещении.
  • Хомутами можно стянуть ремни, затем извлекаем шкивы с ремнем из корпуса вариатора.
  • На рабочей поверхности вынимаем шкивы из ремня. Открывается подшипник, если потянуть за его кольцо можно почувствовать неравномерный люфт, что является причиной шума.
  • Заменяем подшипник и выполняем сборку в обратном порядке.

Таким образом, своими руками был устранен шум в АКПП, необходимо отметить, что все узлы в процессе разборки промываются бензином, а когда собираются элементы, требующие специальной смазки, должны смазываться.

Применение вариатора в станках

Станочное оборудование оснащается вариатором в случаях, когда необходимо изменять скорость вращения заготовки. В промышленных вариантах токарных станков предусматривается несколько шкивов, и перестановка ремня между ними, это неудобно, такая операция требует остановки станочного оборудования.

Альтернативой для работы станочного оборудования является самодельный вариатор для станка. Недостатком его является проскальзывание ремня, но это и защищает двигатель, когда происходит клин заготовки. Специалисты, рассмотрев самодельный вариатор, пришли к выводу, что при имеющихся недостатках, он увеличивает производительность работы, не надо выключать станок, и скорость регулируется плавно.

Рассмотрим, из чего состоит станочный вариатор, и каким образом можно его изготовить самостоятельно, когда дома есть токарный станок.

Необходимые операции:

  1. Изготавливаем конусы, можно использовать древесину твердой породы. Они выпиливаются электролобзиком, с углом наклона равным углу конуса.
  2. Деревянные конусы необходимо посадить на металлические стержни как можно глубже зафиксировать их шурупами.
  3. С помощью роликов делается направляющая, которая дает хождение ремню по конусам и фиксации на нужной скорости. Если нет роликов, для этой операции используются нужных размеров подшипники.
  4. С помощью резьбовой штанги и вращающегося винта направляющая двигается вдоль конусов.

Лучшую модель можно собрать с применением круглых ремней. В домашних условиях, для собственного токарного станка такой вариатор значительно помогает в работе.

САМОДЕЛЬНЫЙ СНЕГОХОД. Страница 2 из 19

Вопросы задавать можно только после регистрации. Войдите или зарегистрируйтесь, пожалуйста.

После установки цепи решил установить успокоитель от вазовского двс, хотя тут есть возможность натягивать цепь, перемещая в пазах гнездо в кронштейне ведомого шкива, все же поставил резиновую прослойку, чтоб цепь при вибрации не терлась о колено рамы.

Движение-жизнь!
Я ЗА КПРФ !
Мужики, кто пишет или собирается писать мне в личку , обращайтесь на ТЫ, не ставьте меня в неловкое положение.
САМОДЕЛЬНЫЙ СНЕГОХОД. http://fermer.ru/forum/samodelkin-ratsionalizator/178726
Второй трактор здесь. http:/

Так же после испытаний поставил небольшой натяжничок под ремнем. Дело в том, что конструкция двс не предусмотрена под данный вариатор, и приходится немного мудрить с установкой этого вариатора, во-первых нужно его немного отдалять от двс (у меня на 15мм он не до конца сидит на валу двс, стоит проставка), Во-вторых чтобы вариатор полностью раскрывался (работал в полном интервале) нужно соблюсти межосевое расстояние между шкивами, а это в свою очередь, при довольно тугом ремне ( 33х14х1180мм) создают первичное «ведение» ведомого шкива, хотя и ведущий вариатор на ХХ не поджимает ремень, но он вращается валом, и даже гусеница при этом движется. Все бы ничего, да только когда ведомый затормаживаю, на валу появляется след от резины ремня, т.е зимой при прогреве его просто может протереть, поэтому установил ролик, который регулируется, он изначльно приподнимает ремень так, что он не цепляется за вал и нигде ничего его не затирает, и при работе когда вариатор начинает срабатывать, ремень от ролика отстает и не вращает его.

Движение-жизнь!
Я ЗА КПРФ !
Мужики, кто пишет или собирается писать мне в личку , обращайтесь на ТЫ, не ставьте меня в неловкое положение.
САМОДЕЛЬНЫЙ СНЕГОХОД. http://fermer.ru/forum/samodelkin-ratsionalizator/178726
Второй трактор здесь. http:/

Ну вот пока все на этом. Позже скину видеообзор снегохода и видео работы вариатора.
В кратце скажу, сверху гусеницу планирую накрыть нержем 0,8мм , чтоб снег башка не летел, с сиденьем пока не обзавелся, но есть мысля занимать на зиму удобное двухместное сиденье со скутера, все-равно скут зимой отдыхает.
Тормоза сделать просто, но пока нет необходимости, пока цель заставит сие двигаться, если поедет, то уж как остановить эту штуковину, думаю придумаю.
Масса на данный момент по прикидкам не менее 140кг, отдельные узлы взвешивал 20-кг-вым безменом, который показывает на 20кг гире 21кг, чуть в плюс врет. Гуся по сайту 15кг, показывает пуд. Короче в 160 надеюсь уложусь. Многовато, но что делать, титановых материалов не имеем.
И вот мой охранник

Движение-жизнь!
Я ЗА КПРФ !
Мужики, кто пишет или собирается писать мне в личку , обращайтесь на ТЫ, не ставьте меня в неловкое положение.
САМОДЕЛЬНЫЙ СНЕГОХОД. http://fermer.ru/forum/samodelkin-ratsionalizator/178726
Второй трактор здесь. http:/

Читать еще:  Как отцентровать стиральную машинку

После установки цепи решил установить успокоитель от вазовского двс,

Башмак от этой же цепи был бы надёжнее. а успокоитель и на ДВС бывает отламывает, а у тебя вообще кажется осталось одно крепление. А так удачи и снега потом побольше, а то у нас например последние десятилетия проблема с ним, вернее с его почти отсутствием.

Зачётно ! Сам себе и конструктор и мастер на все руки . Единственно мощность движка маловата будет и оборотов побольше До 6 тыс бы раскрутить его ! На нормальном снегоходе 3 тыс оборотов только вариатор работать начинает и крутит до 7 тыс ! И мощность не меньше 30 Квт !

У нас две беды, и одна из них постоянно ремонтирует другую .

Башмак от этой же цепи был бы надёжнее. а успокоитель и на ДВС бывает отламывает, а у тебя вообще кажется осталось одно крепление.

Да, это бу-шный , но другого под рукой не оказалось, там еще мм 4 резины есть на нем. Хотябы на первое время на пробу должно хватить, а там заменю на что-то более надежное.

А так удачи и снега потом побольше, а то у нас например последние десятилетия проблема с ним, вернее с его почти отсутствием.

Спасибо! Если как в том году насыпит, то еще и откапывать возможно придется

Зачётно ! Сам себе и конструктор и мастер на все руки .

Спасибки!

Единственно мощность движка маловата

Согласен, но бюджет тоже маловат, и так 30 тонн , а они на дороге не валяются.
Это первый , так сказать пробный, на нем все недочеты и ошибки буду редактировать, ну а если раскушаю этот вид развлечения, то возможно создам что0то более мощное и скоростное. Пока рассчитываю на скорость 25км, если разовьет, буду доволен. Расчетная при максимальном раскрытии вариатора , с условием что двс потянет, по легкому следу, до 33-35кмч.

На нормальном снегоходе 3 тыс оборотов только вариатор работать начинает и крутит до 7 тыс ! И мощность не меньше 30 Квт !

Это ясно , но там и вес снегохода порой до 250-280кг доходит, + двухместные,+ на буксире столько же тянет, и скорость до 70км, вот и мощность отсюда.
А варик кстати вполне не плохо раскрывается с оборотов около 2000тыщ , к трем уже больше половины раскрыт , а это пик момента, шкивы при этом имеют передаточное 11 примерно(тут и расчетная скорость в 25км при максимальном моменте) а к максимальным оборотам двс, а это чуть более 3500, варик ведущий полностью поднимает ремень. Да что говорить, позже скину видео, сами все увидете. Все зависит от формы грузиков , в данном она плавная , а бывает ступенчатая форма, те немного иначе работают.

Движение-жизнь!
Я ЗА КПРФ !
Мужики, кто пишет или собирается писать мне в личку , обращайтесь на ТЫ, не ставьте меня в неловкое положение.
САМОДЕЛЬНЫЙ СНЕГОХОД. http://fermer.ru/forum/samodelkin-ratsionalizator/178726
Второй трактор здесь. http:/

Движение-жизнь!
Я ЗА КПРФ !
Мужики, кто пишет или собирается писать мне в личку , обращайтесь на ТЫ, не ставьте меня в неловкое положение.
САМОДЕЛЬНЫЙ СНЕГОХОД. http://fermer.ru/forum/samodelkin-ratsionalizator/178726
Второй трактор здесь. http:/

Красиво работает без нагрузки ! Нужно поймать выход на номинальную мощность двигателя и начало схождения вариатора ,иначе обороты двигатель под нагрузкой не наберёт !

У нас две беды, и одна из них постоянно ремонтирует другую .

Андрюха, молодец, зачетно сделано! Если не секрет- какой бюджет такого деяния? Для меня эта тема актуальна, я тоже года 3 назад собрал свой, но бюджет его был минимальным. Движок был, лента от бурана тоже на халяву досталась (с длинной базой), купил накладки на полозья, остальное самодельное напильником да молоточком и из того что под руку попадется. В итоге что-то получилось, каждую зиму ходит до оттепели , я сам охотник. Вот http://www.youtube.com/watch?v=D98pt_FHfQw
И вот ещё http://www.youtube.com/watch?v=GaNnd9iyIE8
Одно хочу сказать по своему опыту ролики надо почаще ставить и желательно в шахматном порядке, как на Буранах, или полозья вместо них как на Рыси, Тайге- так проще (2-е видео). Теперь обЪясню почему. Дело в том, что на рыхлом снегу лента будет прижиматься не всей нижней плоскостью а в твоём случае только в 8 точках — под опорными звездочками и снег будет вырываться в этих местах и выкидывать из под гусеницы -снегоход будет тонуть.Это будет видно по следу от протектора на снегу. Если он виден отчетливо, значит норма, если рисунок будет закидан снегом или плохо виден- дело плохо

Красиво работает без нагрузки ! Нужно поймать выход на номинальную мощность двигателя и начало схождения вариатора ,иначе обороты двигатель под нагрузкой не наберёт !

Захватывать ремень начинает при 2000об двс . Передаточное при этом 2,75 между шкивами вариатора, это скорость 9-10км ч примерно, стронет снегоход легко без сомнения . Максимальный момент двс при 2500, т.е при этих оборотах передаточное будет чуть больше единицы и ведущий шкив поднимет ремень примерно на половину хода , не думаю что двс задохнется при этом. Из-за чего я и взял звездочки с цепью с самым большим передаточным числом, 12 и 33 зуба, 2,75 передаточное, чтоб дать возможность вариатору работать на максимальном диапазоне. Ну а как будет на самом деле, покажет зима 2014, а может и 13

Простейший тюнинг вариатора из подручных материалов

Итак, вечная проблема — ваш скутер разгоняется не так быстро, как бы хотелось… Недавно приобрел себе новый китайский 50 см3 четырехтактный скутер (так сказать, «в масле») марки «ZIPr 3 i» фирмы «Dones». В принципе, машинка оказалась неплохая, за исключением того, что после покупки потребовалась регулировка клапанов и замена штатного карба на другой аналогичный, поскольку родной карб ни за что не хотел поддаваться регулировке (не удавалось выставить холостые обороты, игла главной дозирующей системы оказалась нерегулируемой, пусковое устройство не закрывало до конца соответствующий канал, да и заливал он безбожно).

После прохождения обкатки реальная максимальная скорость движения составила 60-70 км/ч против «виртуальных» 90 км/ч, которые указаны на спидометре (правда, был один момент, когда я на нем 80 км/ч разогнался, но причиной тому был легкий ветерок в спину и небольшой уклон трассы). Кстати, при сверке показаний спидометра скута с показаниями спидометра легковой автомашины на удивление оказалось, что китаец не врет.

Лишь одна деталь меня смущала — разгон с места до 20-25 км/ч просто зверский, затем скутер перестает вообще реагировать на ручку газа и начинает попросту телиться, вплоть до набора максимальной скорости. При этом в момент разгона в двигателе появляется треск, напоминающий треск пальцев, усиливающийся или ослабляющийся в зависимости от резвости и угла открытия заслонки карбюратора. В общем, динамика со штатным набором грузиков у моего ZIPа оказалась на «троечку».

При детальном осмотре скута, каких-либо заглушек, описанных в статье «Удаление заглушек» (Автор: motormons) обнаружено не было, двигатель в отличном состоянии, следовательно, все дело было в вариаторе…

Немного просветившись в анналах Интернета, а также на настоящем сайте по данному вопросу, решил все-таки самостоятельно повлиять на такую ситуацию с использованием подручных средств в следующем порядке.

1. Для разборки вариатора я прибегнул к статье «Замена грузиков вариатора» Артема Петрова, которая подробно раскрывает всю процедуру вмешательства умелых ручек скутериста в вариатор с целью замены грузиков вариатора.

Итак, разбираю вариатор и извлекаю штатные грузики.

2. Затем, сняв размеры с уже имеющихся грузиков, заказал токарю изготовить мне заветные «цилиндрики» (грузики) из обыкновенного фторопласта, но с одним «но» – диаметр новых грузиков был мною сознательно увеличен на 1 мм, с тем расчетом, чтобы они, выходя на максимальный радиус, обеспечивали наиболее полное сжатие щек ведущего шкива (надеюсь, понятно, зачем). Получившиеся грузики я не взвешивал, могу сказать только, что получились они легче штатных примерно на порядок. Вот какие они получились (на фото сравнение с штатными грузиками).

Читать еще:  Как правильно сваривать железо

3. Далее произвел установку новых грузиков через один, чередуя их с имеющимися штатными грузиками (аналогично способу, описанному в статье «Замена грузиков вариатора».

4. Все собираю и устанавливаю на место.

А теперь о результатах, т.е. плюсах и минусах.

1) Улучшение динамики разгона примерно в полтора-два раза.

2) Улучшение тяговой характеристики (равномерная тяговая характеристика).

3) При любом положении рукоятки газа есть запас ощутимого ускорения «рывок» (даже при подъеме на гору). С штатными грузиками «рывок» был только на скорости до 20-25 км/ч.

4) Максимальная скорость скута не уменьшилась.

5) Грузики прекрасно справляются с поставленными задачами. Износ после пробега более 300 км не наблюдается.

6) В запасе остается еще три штатных грузика, которыми можно поделиться с другом, оставить про запас, ну или еще что-нибудь.

1) Двигатель скута работает на более высоких оборотах, в связи с чем незначительно увеличивается расход топлива (в принципе, не ощу

2) Скут работает громче (это естественно).

3) Возможно сокращение моторесурса двигателя (теоретически) из-за относительно постоянно большой частоты вращения коленвала по сравнению с обычной штатной эксплуатацией.

4) Старый либо некачественный ремень скута может быстро выйти из строя.

Вот, собственно говоря, и весь тюнинг.

Сначала, до установки новых грузиков, были сомнения в их пригодности. Эти сомнения сводились к тому, что грузики, изготовленные таким способом да еще из фторопласта, могут быстро выйти из строя (поплавиться, сломаться либо еще что-нибудь). В связи с этим, после первой тюнинговки аппарата таким способом, я на свой страх и риск покатался на скуте недалеко от дома в различных режимах, так сказать для апробации, а если что, то и дом рядом. К моему удивлению (и радости), после разборки вариатора никаких катастрофических изменений не обнаружил.

На втором снимке — сравнение между новым грузиком и после пробега 400 км.

В настоящее время продолжаю ездить на затюненном аппарате, причем за счет улучшенной динамики появилось ощущение большей уверенности при движении в городском транспортном потоке по сравнению с эксплуатацией скута в штатном исполнении.

Пробег двигателя на момент тюнинга скутера составлял 4000 км. Каких-либо отрицательных изменений не наблюдается (на момент составления статьи пробег составил 4419 км).

В принципе, в случае необходимости более тонкой настройки вариатора, имеется возможность увеличения веса грузиков путем включения в них (путем вплавления либо иным способом) обычных шариков от шарикоподшипников либо иных инородных тел.

Практика показала, что, по большому счету, возможна полная замена штатных грузиков на самодельные, что само по себе дешевле или, по крайней мере, дает более широкий полет фантазии и умелым ручкам.

Вездеход пневматик «Кар-Карыч»

Данный вездеход строился автором исключительно под нужды передвижения по лесовозным дорогам и болотам. Именно такие дорожные условия в местности, где автор любит охотиться. В основе трансмиссии данной машины лежит цепная передача, но несмотря на это она способна разгоняться до 50 километров в час и ходовая вполне выдерживает нагрузки.

Материалы и агрегаты использованные автором для создания этой машины:

1)Двигатель внутреннего сгорания Рустайл мощностью 15 л.с.
2) вариатор Сафари-Каюр
3) коробка переключения передач от ваз 2101
4) мосты от классического ваза
5) поворотный кулак от Уаза
6) Шины ОИ-25
7) гидравлический трансмиссионный тормоз
8) рулевое управление м2141
9) подкрылки к-605

Рассмотрим более подробно этапы строительства вездехода:

Для начала автор сделал раму вездеход. Для ее постройки использовалась сварка и профильная труба:

Вариатор легко установился с двигателем, так как данная модель вариатора сафари-каюр изготавливается специально под подобные двигатели в зависимости от зависимости от диаметра и формы выходного вала, в данном случае вал d25 мм со шпон пазом. таким образом, вариатор просто одевается на вал и фиксируется болтом. Что довольно удобно.

Затем автор приступил к работам по трансмиссии вездехода:

Были изготовлены диски для колес машины:

Создание узла перелома рам вездехода:

Завершающие работы по трансмиссии вездехода:

А на этой фотографии виден угол вращения карданного вала:

Как видно угол не помешало бы уменьшить, однако технически это слишком сложно, к тому же карданный вал легко прикручивается руками и каракат начинает движение. Продольная же степень свободы обеспечена шлицевой в виде хвостовика кардана с внутренней стороны, а так же шлицевой и наружной шлицевой вторичного вала коробки переключения передач, таким образом получается, что карданный вал просто надет на шлицы коробки передач и если открутить болты натяжной плиты, то кардан снимется с вала коробки передач.
Если оставить карданный вал без шлицевой, то не получилось бы натянуть цепь, по причине того, что при перемещении плиты натяжителя меняется длина карданного вала.

Касательно надежности подобной конструкции хочется отметить, что шлицы как раз таки и нужны, чтобы противостоять разбиванию длительное время. На автомобилях стандартной комплектации шлицевые передачи ходят годами и не изнашиваются, поэтому в данном случае шлицов вторичного вала хватит на продолжительное время.

Кто-то может посчитать, что не прикручивание вилки карданного вала к коробке переключения передач это не совсем технически верное решение, однако оно работает, а это главное. Подобная схема отлично работает на классических коробках передач с цепными редукторами. Данное соединение проверено временем не на одной модели вездеходов. Единственное, что необходимо сделать, это проточить вилку с 36 мм до 32 под сальник коробки передач, в противном случае сальник слишком быстро износится и перестанет удерживать нужный уровень масла.

А вот так выглядит передняя полурама вездехода:

А вот в таком виде вездеход приступил к испытаниям:

Затем автор приступил к испытаниям вездеход. По ходу испытаний был выявлен недостаток конструкции переходного фланца от ведомого вала вариатора к первичному валу коробки переключения передач.Из-за нагрузок на эту деталь она подвержена быстрому износу и всего за 150-200 километров полностью снашивается фланец выточенный из диска сцепления, и соответственно требует замены. Конечно подобный износ не критичен для вездехода, но чтобы увеличить продолжительность работы детали автор решил изготовить эту шлицевую из диска сцепления ваз-2106, она получилась самая длина я. Во фланец же вкручена масленка для набивки смазки как подобно конструкции в поворотном кулаке Уаза.

После проведения подобных модернизаций проблема была решена частично, однако полностью будет понятно только спустя еще километров 300 пройденных на вездеходе.

Вездеход способен развивать скорость до 50 километров час на четвертой передаче по ровной трассе. Цепной редуктор при подобной скорости ведет себя вполне хорошо. на редукторе использована цепь с шагом 19.05 японского производства с сальниками на каждом звене. Цепь очень хорошая, крепкая, отлично переносит нагрузки. Один метр такой цепи стоит полторы тысячи рублей.

На передние колеса были установлены подкрылки от Камаза марки к-650.
Для переключения передач на ходу требуется слегка сбавлять обороты двигателя.

Так же автор планирует установить переднее стекло от задней двери Оки и произвести мелкие дополнительные работы над внешним видом автомобиля.

Автор вездехода: Воронин Виктор из Архангельской области с таким же ником на луноходах.
Источник

Получайте на почту подборку новых самоделок. Никакого спама, только полезные идеи!

*Заполняя форму вы соглашаетесь на обработку персональных данных

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector